Это физиологическое состояние, которое может наступить
в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей
работоспособность нервной системы ребенка. Глубокий сон, хороший аппетит,
бодрое жизнерадостное настроение, активное поведение; сохранение черт, присущих
конкретному ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания,
аппетита, поведения и пр.) – признаки отсутствия у ребенка утомление и
переутомления.
В последние
десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для
развития его личности.
Плохая
пища отравляет организм; неправильное общение отравляет психику ребёнка. Стиль
взаимодействия родителя/воспитателя непроизвольно записывается
(запечатлевается) в психике ребёнка. У трудных детей родители сами страдали в
детстве от конфликтов с собственными родителями. Большинство людей воспитывает
своих детей так, как их воспитывали в детстве.
Иногда даже самые любящие родители срываются. Многие мамы и папы
повышают голос, потому что «запрограммированы» кричать - так поступали и их
родители. Некоторые позволяют себе прикрикнуть на ребенка только в тех случаях,
когда очень расстроены или разгневаны. Подумайте о том, что крик больно ранит
самоуважение и чувство собственного достоинства ребенка, а также мгновенно
разрушает душевную взаимосвязь между вами.
Родители, впервые отдающие ребенка в детский сад
должны знать, что необходимо:
- заранее познакомиться с
условиями детского учреждения, в которое вы поведете малыша, и приблизить к ним
условия воспитания в семье (режим, характер питания, приемы воспитания и т.п.);
- важно научить малыша общаться со
сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой, подождать, пока
другой ребенок поиграет, поблагодарить и т.п.);